Деформации при сварке Leg, 06.12.201306.12.2013 Независимо от используемого вида сварки, деформация металла при сварке неизбежна. Прежде всего, это связано с тем, что тепло, необходимое для расплавления свариваемых металлов, воздействует не только на место сварки, но и на окружающие его области. Разумеется, деформации и напряжения при сварке различными способами не одинаковы. Например, при TIG- и MIG-сварке деформация практически незаметна, поскольку специальный газ, подаваемый к месту сварки, значительно уменьшает воздействие выделяемого тепла на окружающие области. А вот при газовой сварке значительное количество выделяемого горелкой тепла рассеивается по близлежащим участкам металла. Также уровень деформации металла при сварке зависит от его площади и толщины. Чем он больше и тоньше, тем больше вздутий и искривлений. Также причиной деформации металла может быть неправильная техника выравнивания. Так, если долгое время рихтовать деформированное место, оно расширяется и становится тоньше, тем самым образуя вздутия. Одним из способов устранения подобных дефектов является усадка. Сразу хотелось бы отметить его недостатки. Прежде всего, после выравнивания рабочая поверхность не будет совершенно плоской, в связи с чем, придется прибегнуть к пайке или нанесению наполнителя. Помимо этого, после усадки металл теряет свою стойкость к коррозии, таким образом, необходимо как можно быстрее произвести абразивную обработку до блеска и покрасить отрихтованную деталь. Определить искривления и вздутия можно несколькими способами. Один из низ – визуальный осмотр. Другой - ощупывание поверхности. Для больших поверхностей чаще всего прибегают к методу определение деформаций посредством стальной линейки, которую кладут ребром на лист металла и по имеющимся пробелам определяют дефектные места. Если вы решили при помощи газовой сварки выровнять вмятину, то вам необходимо будет сделать следующее: Определить точку наиболее глубокой дефектной области. Отсюда будет производить выравнивание. Надеваем на газовую горелку наконечник, наиболее подходящий для сварки толстых металлов. Поврежденную область диаметром 15-20 мм прогреваем до тех пор, пока она не станет вишнево-красной. При этом, чтобы не прожечь металл, пламя горелки необходимо держать достаточно высоко. Достижение нужного состояния обрабатываемой области сопровождается приподниманием металла вверх. Откладываем горелку в сторону и приступаем к рихтовке. Для этого берем подкладной штамп, соответствующий поврежденной поверхности, размещаем его с другой стороны листа и производим несколько точных и быстрых ударов рихтовочным молотком. Таким образом, произойдет усадка вниз поднявшегося металла, а так как вокруг разогретого места он тверже, металл пойдет в разогретую область, в связи с чем, проявится сжимающий эффект. Исходя из этого, рекомендуется производить удары быстро, пока металл не остыл. При этом стоит отметить, что ударов должно быть как можно меньше, чтобы не появлялись повторные искривления. По завершению рихтовки дождитесь, пока металл не остынет до черноты, после чего наложите на него смоченную в воде тряпку. Это сильнее стянет металл и позволит окончательно остудить обрабатываемое место. Важно помнить, что охлаждать докрасна разогретый металл нельзя, так как это сделает его хрупким, и с ним будет практически невозможно работать. Кроме этого хотелось бы отметить, что лучше всего производить несколько небольших усадок, нежели одну большую. При этом между усадками должны быть небольшие промежутки. Сварка