Основы сварки Leg, 16.11.201310.12.2013 В данной статье описаны основы сварки, которые характерны для всех ее видов. Совместимость Прежде всего, стоит отметить, что невозможно сварить несовместимые материалы. Технологический процесс сварки говорит, что свариваемые материалы должны быть совместимыми между собой и сварочным прутом или припоем, который используется для сварки. Например, сталь и алюминий невозможно сварить вместе. В связи с этим, покупая такой материал для сварки кузова автомобиля как паяльный/сварочный пруток – убедитесь в его совместимости с металлом кузова автомобиля. Подобным образом необходимо подбирать и листы металла, которые вы намерены использовать для ремонта кузовных деталей. Искривление поверхности Если вас интересует, как варить сваркой качественно, то вы должны знать об особенностях металла. Так, металл расширяется при нагревании, а сжимается при остывании. В результате разрезания и сваривания кусков металла расширение возникает во всех направлениях. В связи с этим при работе с кузовом вы довольно часто будете сталкиваться с таким явлением как искривление свариваемых поверхностей. Данное искривление возникает в результате следующего: Ремонтируемая поверхность является довольно большой и плоской либо почти плоской: капот, дверь и т.п. На место сварки направлено довольно много теплоты. Это часто случается с газовой сваркой. Как показывает практика, наименьшее искривление поверхности вызывает MIG-сварка, однако даже от нее могут появиться небольшие морщины на обрабатываемой поверхности. Для их устранения используют мягкий припой или наполнитель. Чтобы минимизировать появление искривление можно прибегнуть к способу сварки, который предусматривает предварительный прихват (посредством специальных сварочных действий, проведенных с определенным интервалом) обрабатываемой поверхности перед основной сваркой. Образованные в процессе прихвата точки по завершению сварочных работ удаляют. Подобный способ сварки в домашних условиях также можно использовать. Для этого необходимо знать его основы. Так, не стоит осуществлять сварку от шва до шва за один подход. Необходимо сделать работу в одном конце, после этого сделать небольшой перерыв для того чтобы свариваемая деталь (не место сварки) немного остыла, далее таким же образом производится сварка с другого конца, в середине и так до того, пока не останется пробелов. Благодаря этому деталь не подвергается перегреву, а возникающее напряжение выравнивается. Чтобы удалить излишнее тепло рекомендуется использовать влажную ветошь. Ее необходимо укладывать вокруг места сварки. Возникшие морщины устраняются выше описанным методом. О способах устранения более сложных дефектов я опишу в следующих статьях. Примеси Важной основой сварки является обеспечение чистоты обрабатываемого места. Так, не должно быть масла, ржавчины, краски и прочих загрязнений. Это необходимо, прежде всего, для того чтобы в сварочный шов не попадали вредные примеси, которые способны серьезно ослабить его. При этом стоит отметить, что в таких видах сварки как MIG и TIG обеспечивается защита от попадания примесей (посредством инертного газа происходит обдувание места сварки). В электродуговой сварке эту роль выполняет специальная оболочка сварочного электрода, которая во время плавления электрода покрывает шов пленкой, защищающей его от окисления. Для борьбы с оксидами также рекомендуется производить обработку места сварки флюсом. Что касается газовой сварки, то она не предусматривает никакой защиты, однако и в этом случае рекомендуется работать на очищенном материале. Сварка